Паломническая поездка учеников воскресной школы в Коренную пустынь и город Курск

13 сентября 2009 года состоялась паломническая поездка родителей и детей, посещающих Воскресную школу, в г. Курск и Коренную Рождество-Богородичную мужскую пустынь.
    Дорога предстояла дальняя, поэтому выезд был назначен на 8 часов утра. Несмотря на ранний подъем, дети к месту сбора явились бодрыми и воодушевленными предстоящим событием. Слава Богу, погода была отличной.
    Получив благословление директора Воскресной школы о. Игоря (Чистихина), мы отправились в путь.

Жаль, что батюшка не смог поехать с нами.

    За разговорами дорога не показалась долгой, и вот уже наш ПАЗик ищет себе место на стоянке около монастыря. Всякий раз, когда собираешься в незнакомое место, а я до сего дня в Коренной Пустыни ни разу не был, так или иначе пытаешься себе это место представить. То, что я увидел, совсем не соответствовало моим представлениям об этом монастыре. Он оказался намного больше и величественнее, чем я ожидал.
    Какие-то греческие, как мне показалось, мотивы были в облике этой обители: синии крыши монастырских зданий и храмов на фоне ясного голубого неба, и все это в ослепительном контрасте с белоснежными стенами храмов и келейних корусов.
    Коренная пустынь находится в 27 верстах от г. Курска. Расположена на одном из нагорных холмов правого берега реки Тускари. Берег этой реки по обеим сторонам обители густо порос лесом. Пустынь основана в 1597 году, на месте явления иконы Знамения Богородицы.
   Эту икону в 1295 году нашел один благочестивый муж у корней большого дерева и, когда он ее поднял, то сейчас же из этого места проистек источник. Этот человек с несколькими товарищами устроили (где ныне соборная церковь) деревянную часовню. Когда об явлении этой иконы пронесся слух, то Рыльский князь Шемяка велел ее перенести в Рыльск, откуда она чудесным образом возвратилась обратно в часовню, источая исцеления с верою приходящим. Здесь часто приходил один иерей Боголюб. Однажды на него напали татары, вынесли икону, часовню сожгли, а икону раскололи на две части и бросили в разных местах. Старец долго пробыл в плену, и затем выкупленный, возвратился на родину, где и принялся искать рассеченную икону, что ему и удалось. Едва он сложил обе половинки, как они чудесным образом соединились, точно никогда и не были рассечены.
        Слава о чудесах иконы дошла до царя Феодора Иоанновича, и он велел перенести икону для поклонения в Москву и возобновить г. Курск, разрушенный татарами. После подобающей встречи царь отпустил икону обратно и велел из своих средств устроить на месте ее появления монастырь. Так началась Коренная пустынь. Затем икона Божией Матери в 1598 году была перенесена в г. Курск и доставлена в собор, вследствие опасности  нападений. Позже там выстроили Знаменский монастырь, в зависимости от которого долгое время была Коренная пустынь. В 1611 г. пустынь разрушили до тла крымские татары. В 1618 г. пустынь снова возобновили и построили церковь Рождества Богородицы, и с этого времени сюда начали ежегодно приносить св. икону Курской Божией Матери. Крестный ход издревле совершался с известным благочестием при громадном скоплении паломников. Говорят, паломников было столько, что когда головная часть крестного хода подходила к монастырю, его хвостовая часть была еще в Курске.
    Поскольку монастырь расположен на холме, а Святые источники - внизу по берегу р. Тускарь, на склоне холма устроена удобная металлическая лестница. После посещения храма Рождества Богородицы, мы по этой лестнице спустились к реке, где расположена купальня и начинаются источники.
    Около 14 часов мы вынуждены были уезжать из монастыря, поскольку предстояло еще посетить г. Курск.Первым делом мы направились к Сергиево-Казанскому собору. Сергиево-Казанский собор, как и многие другие храмы г. Курска, связан с именем преподобного Серафима Саровского. Сергиево-Казанский собор - архитектурный памятник церковного зодчества второй половины XVIII в. Строился он 26 лет до 1778г. На этом месте прежде существовала деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского,сгоревшая во время пожара. Когда после пожара стали расчищать место, то в углях и пепле обнаружили Казанскую икону Божией Матери, совершенно не повреждённую огнём. Это чудо глубоко поразило прихожан, и вместо сгоревшего было решено построить новый храм, двухэтажный. Верхний храм - в честь Казанской иконы Божией Матери, нижний - во имя преподобного Сергия Радонежского. Верующие обратились к епископу Белгородскому и Обоянскому Иоасафу (Горленко) за благословением. Епископ Иоасаф освятил это место и благословил в 1752 г. закладку храма.
    Средства на строительство собирались среди прихожан. Особенно большой вклад внёс купец Карп Первышев. Его помощником был также курский купец Исидор Машнин. Когда последний, не завершив работы, скончался (в 1762 г.), обязательства по подряду приняла на себя его жена Агафия Машнина. Однажды Агафия, идя на стройку собора, взяла с собой семилетнего сына Прохора, будущего преподобного Серафима, и вместе с ним взошла на самый верх строившейся колокольни. Прохор, отлучившись от матери, по детской неосторожности упал с колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Мать в испуге поспешно сбежала вниз, не надеясь увидеть сына живым. Но, к удивлению всех, Прохор уже стоял на ногах - живой и невредимый.
В память об этом событии в нижнем храме собора устроен придел во имя преподобного Серафима, а на месте падения установлен памятник с иконой Преподобного и неугасимой лампадой.
    Затем мы прошли пешком к расположенному неподалеку Воскресенско-Ильинскому храму, который был приходским храмом семейства Машниных. Здесь венчались Исидор и Агафия Машнины, здесь крещены все их дети, в том числе и младенец Прохор. В храме отпевали и отца Прохора - Исидора Ивановича.
Храм расположен на главной улице Курска. История возникновения Воскресенско-Ильинского храма восходит к далёким событиям начала XVII в. В 1619 г. в центре города "нищелюбивым" Корнилом Брагиным был поставлен деревянный Божедомский монастырь, посвящённый Илие Пророку и святителю Николаю Чудотворцу. В 1767 г. на этом месте "тщанием" жертвователей была построена каменная церковь во имя Илии Пророка.
В 1788 г. в Ильинской церкви появился ещё один престол, после чего за ней закрепилось второе название - Воскресенской.
    Рядом с Воскресенско-Ильинским храмом находится памятник яблоку - курской антоновке, который наши дети дружно облепили. Затем мы пошли дальше к Знаменскому мужскому монастырю, расположенному в самом центре Курска.
    Справедливости ради стоит отметить, что Курск произвел на нас сильное впечатление. Очень красивый и ухоженный город. Видно, что не только простые жители, но и городские власти любят свой город. Эта любовь чувствуется во всем, достаточно только немного пройти пешком по улицам этого города. Проявляеться эта любовь и в необычайно толерантном отношении к истории, без крайностей и метаний из стороны в сторону. Недалеко от здания администрации Курской области находится памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому, взгляд которого устремлен в сторону улицы Ленина, а улица Ленина соседствует с улицей Серафима Саровского. От такого соседства сничала немного коробит, а потом понимаешь - все это наша история, состоящая из великих побед и трагических ошибок. А на ошибках, как известно, учатся. Поэтому даже темные пятна нашей истории нужно хорошо знать и помнить. Чем лучше эта память, тем меньше риск повторения ошибок.
    Вот и все. Пора домой. Усталые и переполненные впечатлениями идем к автобусу. Ребята помогли скоротать обратную дорогу, придумывая забавные игры.
    Спасибо, что дочитали. Ангела Хранителя Вам!


    При подготовке рассказа использованы справочные материалы с сайтов http://www.korennaya.ru/ и http://www.pravkniga.ru/
 









г.Курск, Памятник яблоку
г.Курск
г.Курск
г.Курск
г.Курск
Дорожные развлечения
Дорожные развлечения
Дорожные развлечения
 

 

на сайтах Орловско-Ливенской епархии