История Троицкого кладбища.

История любого населенного пункта так или иначе отражается в истории кладбищ. В Орле впервые тема загородных кладбищ была затронута преосвященным Кириллом, епископом Севским и Брянским в 1770 г.: «…погребать тела умерших при отдаленных нескольких церквах двух, из которых одна по сю сторону, а другая по ту сторону реки была бы…».

Одновременно, из Синода в 1771 г. последовал указ: «всем непременно и погребение всем умирающим городским жителям и поминовение по них чинить при тех кладбищенских церквах тех церквей, кто где в приходе жительствовал, приходским священниками, кладбищенские церкви поручались заботам епархиальных архиереев, отдельный притч не полагался».

В 1772 г. были отведены места для создания загородных кладбищ: между Кромской и Карачевской дорогами (Крестительское), по Новосильской дороге (Ахтырское), за р. Орликом на Ямской слободе (Борисоглебское). Кладбища были обнесены валом и построены часовни.

По новому плану в третьем районе города должны были быть расположены присутственные места, поэтому Борисоглебское кладбище закрыли и перенесли за город, рядом с Наугорской дорогой.

Для нового кладбища в 1778 г. было отведено место близ Наугорской дороги из выгонной городской земли на границе с землей Подмонастырской слободы государственных крестьян. Позже оно было расширено за счет выгонной земли жителей и разночинцев. В 1864 г. по прошению кладбищенского священника Иоанна Мещерского был добавлен еще один надел земли в 2 десятины, граничащий с римско-католическим и лютеранским кладбищами.

На Троицком кладбище хоронили представителей дворянского сословия, и умерших из слобод Подмонастырской, Новотроицкой и Солдатской и из 6 близлежащих деревень: Сухая Орлица, Некрасовка, Костомаровка-Жилино, Телегино, Никуличи и Кишкинка, а также умерших из орловских богоугодных заведений. К началу ХХ в. кладбище представляло собой конгломерат из трех кладбищ: православного, католического, лютеранского. Дальше располагался погост Орловского гарнизона (сейчас здание ОГУ им. И. С. Тургенева); кладбище кадетов, тюремное, кладбище самоубийц, и тех, кто умер от моровых поветрий или язв.

На братском военном кладбище в 1912 г. освятили храм-часовню во имя Всех Святых, построенную на средства полков и частных лиц. Среди жертвователей были великий князь Михаил Александрович и московский купец И. И. Мишин. К сожалению, часовня была утрачена в советский период.

Первоначально кладбище не имело ограды, его окружали земляные валы. В 1857 г. частный пристав города обращался к властям с вопросом о плачевном состоянии вала и устроении ограды на пожертвования. В1862 г. инженер штабс-капитан Алексей Львович Руанет обратился с прошением к епископу о дозволении ему устроить ограду. Проект ограды был разработан помощником архитектора Владимиром Сергеевичем Поповым. Стройка началась в 1863 г. с западной стороны, начиная от католического кладбища. В этом же году были построены и ворота к церкви со стороны Наугорской дороги. На столбах ограды при воротах были размещены образы в раме, рядом поставили церковные кружки для сбора пожертвований.

Среди жертвователей на строительство ограды и именитые граждане города: Чичикаслов, Бруевич, Чернов, Дараган, Телепнев, Попов, Минх, генеральша Наседкина, а также несколько организаций: Гражданская палата и Кадетский корпус.

В целом в период с 1863 по 1874 гг. была построена ограда с западной, южной и части восточной сторон. Последние работы проводились в 1892-1893 гг., а в 1894 г. строительство ограды было завершено на средства Юлии Ивановны Базановой.
На территории кладбища храма не было более 50 лет. Указом Орловской духовной консистории от 7 февраля 1823 г. было разрешено построить каменную церковь, которую возвели в 1828 г. на средства из пожертвований. Строителем храма был коллежский секретарь Логгин Лаврентьевич Де-Канор и соборный протоиерей Иаков Онисимович. Сбор добровольных пожертвований был возложен на соборного диакона Гавриила Кондратова Мещерскаго. Церковь во имя Живоначальной Троицы была освящена преосвященным Гавриилом в 1828 г. В течение нескольких десятилетий Троицкая церковь не имела своего причта, а поручалась «в смотрение» городским священникам.

В 1849 г. церковная паперть была вымощена камнем и между колонами вокруг церкви сделаны деревянные решетки.Со временем церковь была значительно расширена, и стала отапливаться. Поводом к этому послужило устройство при храме семейной усыпальницы Ермоловых. Генерал Алексей Петрович Ермолов, герой Отечественной войны 1812 года, завещал похоронить себя на Троицком кладбище, близ могилы отца. В 1864 г. его сыновья Виктор, Клавдий и Север решили поставить над могилой отца памятник. И Троицкий священник Иоанн Мещерский предложил им вместо устройства памятника расширить церковь так, чтобы она вместила в себе могилы Ермоловых. Деньги на сооружение выделил Александр II. Проект по расширению церкви составил архитектор казенной палаты В. С. Попов. Расширение произошло с двух сторон – южной и северной, и расстояние, отделявшее церковь от колокольни, вошло под своды храма. В 1954 г. на стене храма была установлена доска с барельефом А. П. Еромлова, вполненная известным скульптором Б. Бологовым (который тоже похоронен на Троицком кладбище).
Сейчас рядом с приделом – мраморный саркофаг на месте погребения Любови Ивановны Пушкаревой, жены статского советника Егора Филипповича.

Помимо слепа Ермоловых, в храме имеется еще одно захоронение. В 2013 г. при проведении ремонтно-реставрационных работ в левом приделе храма было обнаружено захоронение Елизаветы Николаевны Красовской («скончалась первого марта 1856 года»), жены надворного советника Афанасия Афанасьевича Красовского, сына генерал-адъютанта Афанасия Ивановича Красовского, героя Отечественной войны 1812 года и Русско-Персидской войны 1825-1827 гг.

По мнению экспертов, могила женщины изначально располагалась в правом приделе, но при создании склепа Ермоловых, её останки перезахоронили в левом крыле.
Позже, при храме появляется колокольня. Первоначально она состояла из двух столбов с перекладиной. В 1838 г. столбы эти обветшали и вместо них поставлены были новые дубовые, с устройством над ними деревянной кровли. В 1851 г. решили возводить каменную колокольню на пожертвования. В 1854 г. работы были завершены, на колокольне утвердили крест. А в 1856 г. колокольня была оштукатурена, и на нижнем этаже было устроено жилое помещение для сторожей.

В 1865 г. по ходатайству настоятеля Иоанна Мещерского началась постройка каменного дома для притча, через три года дом был возведен, при нем были построены деревянные сараи. В доме проживали семьи священника и диакона. В 1895 г. в этом доме жил церковный староста, псаломщик, а позже диакон Иосиф Каллиников, дед известного орловского поэта, собирателя фольклора, мастера триолета Иосифа Федоровича Каллиникова (1890-1934). За собирание сказок Орловской губернии был награжден Серебряной медалью Русского географического общества.

Сохранились сведения о священниках, служивших при храме в XIX в.: 1846 г. – священник Михаил Александровский; 1861 г. – священник Воскресенской церкви Михаил Панов; позже появляются штатные священник - Иоанн Мещерский и староста Алексей Денисов; староста Прокопий Иванович Курдюмов был похоронен на кладбище в 1894 г. с южной стороны около ограды; конец XIX в. - священник Михаил Высотский и диакон Иосиф Калинников.

В 1828 г. при храме генералом Мовчаном была устроена богадельня. Мужчины работали сторожами при церкви, женщины собирали пожертвования для храма. Позже богадельня состояла при Тюремном комитете для призрения женщин, в ней проживали 20-23 чел. В 1874 г. она была переведена в ведение города, в 1880 г.– в ведение хозяйственного попечительного комитета. В 1889 г. почетной попечительницей богадельни становится супруга генерал-лейтенанта Е. В. Духонина. В 1890 г. здание богадельни было расширено – надстроили 2 этаж; и до 1890 г. она была приписана к приходу кафедрального собора. В 1900 г. с внешней стороны кладбищенской ограды к богадельне было пристроено каменное двухэтажное здание – для опасно больных; а рядом за оградой было построено одноэтажное деревянное для слепых.

В конце XIX в. в течение 9 лет строилась кирпичная ограда; кованые ворота – большие и малые, сделанные в форме арки, сохранились до наших дней.
На территории кладбища хоронили людей разных сословий, разных социальных статусов. На могилу устанавливались надгробия – сооружения малой архитектурной формы. Для XIX в. характерны следующие виды надгробий: крест-голгофа, крест на основании, колонна, аналой, часовня, саркофаг. Материалом служил гранит, мрамор, бронза и чугун, известняк.

Вокруг храма хоронили лиц духовного звания. Среди них благочинный Покровской церкви в с. Парамоново Болховского уезда (сейчас с. Бунинского сельсовета Урицкого района) на земле светлейшего князя Владимира Дмитриевича Голицина протоиерей Николай Иванович Корольков; наблюдатель церковных школ, ключарь Петропавловского собора протоиерей Иоанн Иоаннович Крылов; законоучитель Александровского реального училища, Николаевской женской гимназии и Александровского института благородных девиц священник Алексий Иванович Вознесенский.

Достаточно необычное надгробие над могилой преподавателя Первого Орловского духовного училища Серафима Павловича Успенского: в виде дерева с обрубленными ветвями (м. б., как символ того, что человек был последним в своём роду).
Из захоронений священников в период XX в. отметим следующие: протоиерей Серафим Иосифович Бычок, который служил в кафедральном соборе Вознесения Господня г. Ельца; протоиерей Иоанн Кардаш в течении 26 лет был настоятелем Свято-Троицкого храма Орла; тайный иеромонах Никон (Владимир Иванович Турбин), известный орловский врач, организовал «Русскую больницу» в период оккупации.

Если говорить о захоронениях лиц других сословий в период XIX в., то выделим среди них врача Николая Ивановича Чернова. Он был известен тем, что вылечивал от болезней, которые другие врачи считали неизлечимыми. В средних и низших классах Н. И. Чернов был известен под названием «наш Николай чудотворец».
А рядом с Троицким храмом находится символическое надгробие-колонна Александра Ивановича Бабухина, которого считают отцом русской гистологии и основателем русской бактериологии. Это уменьшенная точная копия с могилы ученого в Свято-Даниловом монастыре в Москве. На одной из сторон надгробия - микроскоп, стоящий на трех китах – гистологии, физиологии и бактериологии. С другой стороны – надпись – цитата из Нового Завета: «отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, ибо мы члены друг другу».
Недалеко от Бабухина находится захоронение историка, краеведа и преподавателя Гавриила Михайловича Пясецкого. Надгробие представляет собой крест-голгофу на основании из чугуна (скорее всего, изготовлено на заводе Хрущева). Перу Пясецкого принадлежит около 100 работ по истории края, возникновению и развитию городов, истории церквей и монастырей.
На Троицком кладбище захоронен известный банкир и политический деятель, члена Государственного совета Владимир Эмильевич Ромер. Он возглавлял Орловский коммерческий банк в течение почти 35 лет, с 1872 по 1907 гг. Надгробие – мраморный крест-голгофа, крест не сохранился, а сама голгофа покоится на гранитном постаменте.
Купеческих захоронений совсем мало – это саркофаг на месте захоронения купца 2 гильдии А. И. Ситникова. Он известен тем, что поспособствовал обучению А. П. Киселева, впоследствии известного математика и педагога. Киселев учил детей купца. Купец, видя способности учителя, обратился к директору Орловской мужской гимназии с прошением о принятии в нее Киселева. Так как, сам Киселев происходил из бедных мещан и путь в гимназию ему был закрыт. За активную деятельность семьи Ситниковых в Орле была названа улица в их честь (сейчас ул. Энгельса).
Сохранилась могила орловского купца Николая Алексеевича Суворкина (1852 – 1912). Он жил во 2 части города, на Московской улице, в собственном доме. Надгробие, судя по оформлению, могло быть привезено из Москвы.
Из несохранившихся купеческих усыпальниц - захоронение известного орловского купца И. Л. Лепешова (1855-1907). Оно располагалось справа от входа на кладбище. Это была высокая металлическая часовня, украшенная вверху цветными стеклами. Внутри пол, выложенный узорной плиткой, и статуя Христа из белого мрамора (по разным сведениям, принадлежала резцу М. Врубеля или М. М. Антокольского). В конце XX в. часовню срезали автогеном, а статуя стоит в Троицком храме, рядом со склепом Ермоловых.
На кладбище есть и семейное захоронение Пухальских. Архитектор Михаил Михайлович Пухальский работал в Орле с 1891 по 1904 гг. В конце XIX в., по некоторым сведениям, М. М. Пухальский был в должности губернского архитектора. По другим – главным епархиальным архитектором. Под его руководством завершалось строительство собора Петра и Павла, и храма Смоленской иконы Богоматери. Пухальскому приписывают проект знаменитого дома купца Аполлонова на Московской улице. В 1895-1896 гг. он разрабатывал проект по расширению церкви при Александровском реальном училище. Домовый храм был устроен в 1875 г. по проекту другого известного орловского архитектора И. Ф. Тибо-Бриньоля, который тоже был похоронен на Троицком кладбище. Но могила не сохранилась.
И. Ф. Тибо-Бриньоль в течении 50 лет работал городским архитектором Орла. По его проектам строились усадебные ансамбли, дома на Болховской, учебные корпуса Бахтина кадетского корпуса, здание института благородных девиц, пассажирское здание вокзала, костел и кирха. По данным на 2016 г. – в Орле сохранилось 36 зданий, созданных или перестроенных по проектам архитектора.
В доме Мартынова на Болховской находилась фотостудия С. Е. Лясковского. Он был известным фотографом, удостоился высочайшей награды Его Императорского Высочества великого князя Михаила Александровича. Сведения об этом печатались на обороте фотографий.
Отец Лясковского, унтер-офицер Ерофей Васильевич Лясковский (Лесковский), послужил прототипом главного героя рассказа Леонида Андреева «Баргамот и Гараська» — Бергамотова Ивана Акиндиныча.
Но не все жители Орловщины могли назвать себя верноподданными. На кладбище есть семейный участок малоархангельских помещиков Оловенниковых. Три дочери Николая Александровича Оловенникова. Елизавета, Мария и Наталья состояли в организации «Народная воля», были участницами покушения на Александра II. Их арестовали, позже у двух сестер обнаружили психические заболевания. Их судьба печальна: средняя сестра умерла от психического заболевания, старшая – застрелилась. А из сохранившихся надгробий – Елизавета Алексеевна Оловенникова, урожденная Муромцева, Анна Семеновна Оловенникова и Анна Александровна Оловенникова.
Недалеко от Оловенниковых – захоронение бабушки известного радиоинженера М. А. Бонч-Бруевича. Аполлинария Петровна Бонч-Бруевич - жена коллежского асессора Ивана Андреевича. Он был одним из владельцев орловского пивоваренного предприятия, позже завода К. Шильде (сейчас здание фабрики «Радуга»). Иван Андреевич был описан Н. С. Лесковым в «Мелочах архиерейской жизни». Сам Михаил Александрович родился в Орел в 1888 г. Под его руководством проектировалась и в 1922 г. была построена первая в Москве радиовещательная станция им. Коминтерна на тот момент самая мощная в мире.
На Троицком кладбище был и семейный участок Страховых – родственников Лесковых, его двоюродного брата Иосафа Михайловича, племянника Василия Иосафовича и других членов семьи. Сохранилась только могила Зинаиды Васильевны Страховой (1884 –1907) - родственницы Фета и внучатой племянницы Лескова.
Сохранилось несколько захоронений военачальников Российской империи. Это генерал-майор Митрофан Пантелеймонович Пучковский (1852-1910), полковник 142 пехотного Звенигородского полка в Орле. Родом из Чернигова, учился в Черниговской гимназии и Чугуевском пехотном юнкерском училище. Служил в 20-м пехотном Галицком полку. Участвовал в русско-турецкой и русско-японской военных кампаниях. Уволен в отставку был в Орле в марте 1910 г. с мундиром и пенсией с производством в генерал-майоры. Был награжден орденами Св. Анны 3-й и 2-й степени, Св. Станислава 2-й степени, Св. Владимира 4-й степени. Был женат на Марии Анемподистовне Малеевой, у них было 7 детей.
А надгробие другого военачальника, героя Крымской войны и первой обороны Севастополя, генерала-майора Федора Ивановича Дарагана было обнаружено в 2019 г. возле мастерских орловского Союза художников. Дворянский род Дараганов происходил из Полтавской губернии, но в 1864 г. Федор Иванович был назначен орловским губернским военачальником. И последние 10 лет своей жизни прослужил в Орле. Был похоронен на Троицком кладбище, на ограду которого он пожертвовал определенную сумму. Материалы о генерале можно найти в военно-морском музее Санкт-Петербурга. Само надгробие из черного гранита пока хранится в военно-историческом музее Орла.
Помимо захоронений жителей православного вероисповедания на Троицком кладбище возникают католический и лютеранский участки.
В XIX в. в Орле появляется много поляков, которых ссылали сюда после Польского восстания. Строится костел. И возникает католическая часть кладбища в 1853 г. На данный момент сохранилось два надгробия – это крест-голгофа из гранита на могиле пана Константина Малевского. На надгробии надпись на польском языке: SP – святой памяти – традиционное обращение к покойнику у поляков. А далее надпись: «Вечный отдых государь». Сам К. Малевский, отставной писарь из дворян, приписанный по выходе из военной службы к Обществу мещан города Орла, завещал 2000 руб. на иконостас в главный алтарь Римско-Католического храма и 1000 руб. на ограду Католического кладбища в Орле и ремонт кладбищенской часовни.
Неподалеку располагается надгробие в виде обрубленного дерева со свитком на месте погребения поляка Эдварда Грушевицкого. Надпись также на польском языке: «святой памяти – здесь покоится прах Эдварда Грушевицкого, род. 13 окт. 1829, умер 4 окт. 1911, было 85 лет, Покой его душу». Некоторые исследователи считают, что подобные надгробия указывают на масонские связи покойного. Есть также мнение, что изображение спиленного дерева указывает на то, что род человека закончился, под надгробием лежит последний потомок рода, и родовое дерево угасло, все его побеги засохли.
Помимо поляков в Орле жил немцы, которые приезжали в город в поисках работы. Чаще всего, врача или провизора. Поэтому, на Троицком кладбище появляется и лютеранское кладбище рядом с католическим. Оно было основано в 1855 г. Здесь из сохранившихся надгробий – гранитная колонна с надписью на немецком языке на месте захоронения целого семейного клана: мамы с двумя детьми, и отца с двумя детьми. Сохранились надписи с 4 сторон надгробия: «Покойся с миром в Боге, моя душевно любимая мама и дочь Мария Амалия Штойдинг (в русском варианте - Штейдинг), урожденная Райн. Родилась 28 февр. 1845, умерла 10 авг. 1887». Далее по часовой стрелке: «Покойся с миром в Боге, мой дорогой ребенок Луиза Штойдинг, род. 13 июля 1885, ум. 11 февр. 1887, Отто Штойдинг, род. 16 сент 1886, ум. 6 марта 1887». Далее стихи. Далее: «Покойся с миром в Боге, Антон Фроммельт, его дети Фридрих-Амали, Мари-Эмма».
В фонде канцелярии Орловского губернатора имеются сведения о вдове саксонского подданного А. А. Фроммельт, прибывшей в Орловскую губернию в 1877 г. с четырьмя детьми. Один из сыновей – Август Отто – был купцом 2 гильдии, владел колбасной фабрикой и гастрономическим магазином в Орле, а также стружечным заводом. Он внесен список «Лидеры делового мира России. 1914 г.» и в Памятную книгу Орловской губернии 1915 г. А также упоминается в произведении И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева».
Второе надгробие – небольшой гранитный крест-голгофа (крест был утрачен) с надписью: «Здесь покоится в Боге аптекарь, надворный советник и рыцарь Оттомар Феликс Кёхерт (1825-1885); здесь покоится в Боге Матильда Амалия Кёхерт (1836-1881)». Оттомар Кёхерт родился в Риге, получил образование провизора, держал аптеки в Новгороде и Болхове. В Болхове же и умер, но был погребен в Орле. А Матильда Кёхерт – его дочь, которая родилась на территории современной Эстонии, а умерла также в Болхове. Сын О. Кёхерта, Александр, владел аптекой в Воронеже.
Сохранилась в этой части кладбища и лютеранская часовня. Время постройки неизвестно, но скорее всего после 1855 г., когда было открыто само лютеранское кладбище. Раньше часовня была со стенами, выложенными керамической плиткой, сейчас она поштукатурена и побелена. Украшена четырьмя шпилями в готическом стиле.
В XX в. на Троицком кладбище хоронят известных деятелей искусства, архитекторов и писателей; после оккупации появляется военное кладбище.
Среди известных захоронений: советский архитектор А. В. Андриасян; актер Орловского драматического театра А. С. Загаров; партизан-подпольщик А. С. Бакин; краевед, фотограф, основатель некоммерческого проекта «Орел знакомый и незнакомый» В. В. Глущенко; главный архитектор Орла в 50-60 гг. С. И. Федоров; скульптор Б. Д. Бологов; архитектор, автор проектов 46 зданий в Орле И. А. Иванов; писатель, поэт, первый секретарь союза писателей В. А. Мильчаков В. А.; краеведы В. Г. Емельянов, автор справочнкиа «Улицы города Орла»; В. П. Еремин, активный деятель Орловского краеведческого общества.
После оккупации рядом с Троицким кладбищем возникают захоронения погибших в боях, появляется воинский некрополь. Среди них: генерал-лейтенант танковых войск Г. С. Родин; член первого отряда космонавтов СССР В. И. Филатьев; генерал-майор, Герой Советского Союза Л. Н. Гуртьев; большевик, участник Гражданской войны на Орловщине М. Г. Медведев; легендарный разведчик, Герой Советского Союза Р. А. Клейн. Есть на кладбище и памятник венгерским военнопленным и гражданам, погибшим на каторге.
Следует отметить, что много захоронений известных деятелей не сохранились. Среди них, по сведениям А. Бельского, князь А. Б. Сонцев-Засекин, председатель Орловского окружного суда; С. И. Сабурова, жена Д. Н. Клушина, председателя Орловской Палаты Уголовного суда, ее зять - А. Н. Жедринский был начальником Н. С. Лескова; Е. А. Остромысленский, преподаватель Орловского Бахтина кадетского корпуса, произнёс речь на похоронах А. П. Ермолова; архитектор А. А. Химец, автор перестройки усадьбы Миклашевских-Скоропадских на Гостиной улице (сейчас – здание Банковской школы); краевед А. Г. Пупарев, автор книги «Орловская старина: исторические сведения об Орловской губернии, извлеченные из архивов А. Пупаревым». Есть сведения, что на Троицком кладбище был захоронен брат Н. С. Лескова – Петр, который умер в 1836 г. двух лет от роду.
Городские некрополи – это священные места любого населенного пункта; это место, которое обязательно посещает каждый человек. В целом, городские кладбища хранят в себе ценную краеведческую информацию, часто выступают в роли комплексного памятника русской культуры.

Нина Степанова

 

на сайтах Орловско-Ливенской епархии