"Со-беседникъ"

С удовольствием пообщаюсь с теми, с кем не удалось это сделать в храме.

Отвечу на вопросы, дам совет если нужно.

Пишите кому интересно!

посещение богослужений

Здравствуйте, отец Игорь!
Поздравляю Вас, всех посетителей сайта и всех православных христиан с Рождеством Пресвятой Богородицы!
Сразу же хотела извиниться, если мой вопрос окажется несколько некорректным.
Понимаю, что для Господа нашего нужно жертвовать всем. Стараюсь хоть один раз в неделю посещать богослужения, но бывают ситуации, когда не можешь в силу каких-либо мирских причин (невозможно именно в этот день отпроситься с работы; чтобы избежать семейного скандала или обиды и т.п.) быть на богослужении от начала и до конца. Позволительно ли (только в исключительных случаях) православному христианину уходить раньше или прийти позже. Или же лучше отложить посещение храма, когда будешь располагать достаточным временем. Особенно это касается двунадесятых праздников или дней накануне. Например, на этой неделе я молилась на Литургии в субботу, а сегодня хотела пойти на вечернее богослужение, но муж согласился на мое полуторачасовое отсутствие, с трудом договорились до двух часов, а служба идет с 17-00 примерно до 20-20. Вот и как лучше поступить, посоветуйте, батюшка

О посещении храма

Вы практически сами ответили почти на все свои вопросы. Если у Вас жизненные обстоятельства позволяют ходить в храм, то нужно приходить и уходить во время. Если ж есть какие-то объективные препятствия, как говорят форс-мажор (а не наша лень), тогда насколько это возможно.
Сегодня почти у всех понятие о духовной жизни сводится к внешнему подвижничеству. Но внешнее подвижничество нужно как средство к достижению внутренней духовной жизни. Современному человеку проще выполнять какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. В этом корень фарисейства и обрядоверия.
«Обрядоверие» - буквальное соблюдение церковного Устава без его осмысления и глубокой веры. При этом любое отклонение от церковных норм (к ним могут приравниваться и чисто бытовые) расцениваются как ересь. Обрядоверие возникает из-за нарушение баланса между внешней и внутренней жизнью в Церкви - когда на первое место выходит внешняя жизнь, и забывается, что главное - это устремленность ко Христу, стяжание благодати Духа Святого через уподобление Спасителю в любви, смирении, милосердии.
Внешне обрядоверие может выражаться в форме «просто» любви к внешним формам (Венчание ради пышности церемонии), дани традиции (пасхальные яйца утром Светлого праздника кушаем, а на службе не были), а то и откровенного суеверия (Крещение ради тайного имени от сглаза, Причастие исключительно для телесного здоровья).
Богу не нужно, чтобы мы отстояли именно 2ч 20 мин. Отдайте Ему сколько сможете. Вспомните евангельскую вдовицу, которая принесла две лепты. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты… Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела» (Мк. 12. 42-44).
Но еженедельно, а не раз от разу, а то и по полгода не бывая в храме. «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему»Ис. 20. 9-10. Но если Вам это не позволяют сделать жизненные обстоятельства (маленькие дети, болезнь близких и т.д.), т.е. придти в храм, то никто не может Вам помешать в этот день дома читать Евангелие, духовную Литературу, смотреть православные передачи, а главное! – молиться. Отдайте этот день Богу, а не кухне, даче, стирке и т.д.
А насчет мужа – совет один: молитесь о нем. «Муж неверующий спасается женой верующей». Через небольшое время Вы сами удивитесь, как он изменится. «Молитва и со дна моря достает», – как горят у нас в народе.
Спаси Вас Господи!

женщина после родов

Здравствуйте, батюшка, благословите!
Объясните, пожалуйста, почему женщина после родов 40 дней не может посещать храм?
И для чего над ней после должна быть прочитана определенная молитва? Извините, не помню названия молитвы.
Заранее благодарю. р.Б. Татьяна

Очистительные молитвы

Здравствуйте Татьяна!
Бог Вас да благословит!

Они называются - «очистительные молитвы». Это молитвы, читаемые священником о матери, допускающие ее после родов к участию в таинствах и богослужениях Церкви на 40-й день после родов. Храм - это особое место молитв и благодатного общения человека с Богом. Поэтому в 40-й день мать с ребенком приходит в храм и может участвовать в богослужении не иначе, как с благословения и молитвы о них священника.
Сороковой день по рождении ребенка определен Законом Божиим для посвящения младенцев Богу. Ранее этого срока мать, родившая ребенка, не может ходить в храм. До сорокового дня после родов женщина по Закону ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее («И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет семь дней; как во дни страдания ее очищением, она будет нечиста… и тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее» Левит 12. 1-4).
Понятно, что «нечистота» женщины связана с теми физиологическими процессами, которые происходят в ее организме после рождения младенца.
Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, также исполнила этот Закон и только на 40-й день принесла в храм Иерусалимский Богомладенца Христа (Лука 2. 22-39). По Ее примеру, Православная Церковь требует от матери-христианки сорокадневного очищения.

По правилам Церкви, если родившая мать находится в опасности смерти, то молитвы читаются раньше и она сподобляется причащения Святейших Таинств Христовых.

Здравствуйте батюшка, благословите!

Батюшка,прошу простить мое любопытство о Рецепции! Конечно же, помимо научных, я бы не сказала, что атеистических книг, я читаю Святых Отцов, в частности Святоотеческое Богословие и Добротолюбие для мирян, ну и конечно Священное Писание. Так вот, читая тоже самое Писание, Добротолюбие,я задалась вопросом- а что есть праведный гнев?
Ангела Вам Хранителя!
Елена

Гнев праведный

Здравствуйте Елена!

Праведным гневом исполнялись пророки при виде безнравственности и пороков в народе, таким же праведным гневом воспламенялся и Сам Христос, когда увидел в храме торговлю продавцов и ростовщиков, и в синагоге: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая» (Мк. 3, 5). О праведном гневе говорится в притчах Иисусовых (Мф. 18, 34; 22, 7; Лк. 14, 21). Его суть раскрывает апостол Павел: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1. 18).
Святые отцы так же подробно говорят о сем предмете. «А если ты читал, - пишет о справедливом гневе святитель Григорий Богослов, - о гневе мужей благочестивых, то найдешь, что гнев их всегда был справедлив. И я думаю даже, что это был не гнев, а наказание, справедливо положенное на злых. И это наказание не было для низ злом; напротив того, удары были весьма полезны для требовавших многого очищения в жизни, потому что иглистая ветвь сама призывает на себя острие железа, - полезны говорю как до Закона, так и при Законе, пока он не приобрел надлежащей силы, как несовершенно еще укоренившийся в людях» (Григорий Богослов, святитель. На гневливость. Творения. Т. 2 С П б., без года изд. Репринт. С. 205).
Кроме того, по его мнению, справедливо будет обращать гнев против искушений диавола: «Гнев питай на одного только змия, через которого ты пал…Не питай ненависти, и притом без причины, к брату своему, за которого Христос умер, и, будучи Богом и Владыкой, стал твоим братом» (Григорий Богослов, святитель. Слово 44, на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта. Творения. Т. 1. С П б., без года изд. Репринт. С. 656).
Святитель Иоанн Златоуст приводит такие основания для справедливого гнева: «Творец внедрил его в нас для исправления грешников, возбуждения ленивой и беспечной души, для пробуждения спящего и предавшегося расслаблению, как острота в железном орудии, так сила гнева внедрена в нашей душе, чтобы мы пользовались им надлежащим образом. Поэтому и Павел часто пользовался им, и во гневе своем был вожделеннее говорящих кротко, делая всё в надлежащее время для пользы проповеди. Ведь кротость не вообще хороша, но тогда, когда этого требует время; а без этого и она бывает слабостью, и гнев дерзостью» (Иоанн Златоуст, святитель. Беседы о святом апостоле Павле. Беседа 6. Творения. Т. 2. Книга вторая. С П б., 1896. Репринт. С. 551 .
А святитель Василий Великий приводит примеры справедливого гнева из Священного Писания: «…Господь гневающемуся напрасно угрожает судом, но не запрещает, где нужно, употреблять гнев, как бы в виде врачевства. Ибо слова: «Вражду положу между тобою и между змием» (Быт. 3, 15)…слова, научающиеся пользоваться раздражительностью, как оружием. Поэтому Моисей, самый кроткий из всех людей (Чис. 12, 3), когда наказывал за идолопоклонство, вооружил руки левитов на убиение братьев. Он говорил: «Возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый ближнего своего» (Исх. 32, 27). И вскоре потом сказано: «Сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение» (Чис. 32, 29) .
Что оправдало Финееса? Не праведный ли гнев на соблудивших? Он был весьма человеколюбив и кроток, но когда увидел блудодеяние, явно и бесстыдно совершаемое Замврием и Мидианитянкою, так что они не скрыли позорного зрелища своего срама, тогда не потерпев сего, благовременно воспользовался раздражительностью, и пронзил обоих копьем (Чис. 25, 8, 8) . И Самуил не умертвил ли в праведном гневе, выведя на середину, царя амаликитского Агага, которого вопреки Божию повелению спас Саул (1 Цар. 15)? Так раздражительность нередко бывает служительницею добрых дел. И ревнитель Илия, в рассудительном и целомудренном раздражении, к пользе Израиля предал смерти 450 пророков Валаловых и 400 пророков дубравных,» питающихся от стола Иезавели» (3 Цар. 18, 19) (Василий Великий, святитель. Беседа 10. На гневливых. Творения. Т. 2. С П б., 1911. Репринт. С. 167).
О праведном гневе не раз говорится в Библии. Если гнев возбуждается чувством справедливости при виде совершающегося преступления, то он похвален, и есть поступок праведных (напр. Чис. 25, 13), или «Сыновья же Иакова пришли с поля, и когда услышали, то огорчились мужи те и воспылали гневом, потому что бесчестие сделал он Израилю» (Быт. 34,7). Во всех остальных случаях гнев осуждается, причем везде рекомендуется долготерпение.
Справедливый гнев, действующий из добрых побуждений, следует отличать от неконтролируемых инстинктов ненависти, внезапного взрыва ярости или затаенного чувства «бессильной ярости». Лучшим способом преодолеть в себе возбудимость к гневу является стремление не таить вы себе гнева до захода солнца (см.: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» Еф. 4, 26), и таким образом помнить о Боге, Его Всеведении и Милосердии.

иерей Игорь: О чтении

Дорогие, о Господе, мои со-беседники. Приятно общаться с Вами и отвечать на Ваши вопросы. Но по ходу нашего общения, возникла одна проблема, о которой я не могу умолчать. Поэтому, простите меня за менторство, но мне хочется обратиться к вам со словами пастырского назидания. Во многих проблемах, встречающихся в духовной жизни, кроме неофитской неопытности, виновата и излишняя «начитанность». Поймите меня правильно. Однажды в храме у книжной лавки я встретил горюющую женщину, которой не удалось купить Толкование на Апокалипсис Андрея Критского. В ходе нашей беседы я, к моему удивлению узнал, что у нее не только нет Молитвослова, но что она даже не знает о его существовании! Если у человека нет молитвослова, а значит он не молится, он никогда не поймет Священное Писание. Оно не историческая книга, чтобы понять только разумом, но написана Духом Святым. И если мы не станем молиться, мы Библию не поймем. Она будет для нас за семью печатями. Поэтому главное – молитва, а за ней и чтение святоотеческой литературы. Но чтение чтению рознь. Глупо, когда ученик начальных классов начнет читать учебники по высшей математике, а будущий кондитер учиться по книгам ядреных физиков. Всему свое время и место. Современный человек начитается духовной литературы и начитает витийствовать о духовном – это очень распространенная духовная проблемы наших дней. Поэтому предлагаю Вам сочинение святителя Игнатия (Брянчанинова), в котором эти проблемы ясно рассмотрены. Особенно прошу Вас обратить пристальное внимание на последние абзацы! О чтении святых отцов (из творений Святителя ИГНАТИЯ Брянчанинова) "Беседа и общество ближних очень действуют на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником - много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседе и знакомство со святыми сообщают святость. С преподобными преподобен будеши, и с мужем неповинен будеши. И со избранными избран будеши. Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься. Писания святых Отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого духа. Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа. Книги святых Отцов, по выражению одних из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть свои недостатки. Опять – эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачество. Говорил святой Епифаний Кипрский: «Один взор на священные книги возбуждает к благочестивой жизни». Чтение святых Отцов должно быть тщательное, внимательное и постоянное: невидимый враг наш, ненавидящий глас утверждения, ненавидит в особенности, когда этот глас исходит от святых Отцов. Этот глас обличает козни нашего врага, его лукавство, открывает его сети, его образ действий; и потому враг вооружается против чтения Отцов различными гордыми и хульными помыслами, старается ввергнуть в суетные попечения, чтобы отвлечь его от спасительного чтения, борет его унынием, скукою, забывчивостью. Из этой брани против чтения святых Отцов мы должны заключить, как спасительно для нас оружие, столь ненавидимое врагом. Каждый избери себе чтение Отцов соответствующее образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, - Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, - святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя бы и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, - мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При не правильном чтении святых Отцов легко уклониться со спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что случилось со многими. Аминь".

О человеческом теле

Здравствуйте, отец Игорь!
Помогите, пожалуйста, разобраться, как наша Православная Церковь относиться к использованию тел умерших людей для обучения будущих врачей. С одной стороны тело является храмом души, у нас принято тела усопших предавать земле. К тому же со стороны государства есть закон “О погребении и похоронном деле”, который своей задачей ставит гарантию погребения умершего. Но с другой стороны как будущие хирурги получат опыт операций, на живых людях? По непроверенным данным в медицинских институтах студенты практикуются на трупах людей умерших в начале 90-х годов прошлого века. На мой взгляд, тела этих людей тоже должны быть захоронены. Но и студенты как будут обучаться? Что-то у меня одни вопросы.
Заранее благодарю за Ваш труд. До свидания.

Уважаемая Татьяна! Вы задали

Уважаемая Татьяна!

Вы задали довольно необычный вопрос, который никогда, особенно в русской Церкви, не рассматривался. До революции были даже дебаты о возможности вскрытия человека, умершего в день причастия, хотя в те годы уже и велось обучение на медицинских факультетах.
Католические священники не одобряли вскрытие, тем не менее, Папа Климент VI разрешил своему врачу препарировать тела жертв эпидемии чумы, чтобы определить причину смерти. Католическая Церковь также разрешила вскрытие, чтобы определить причину смерти Папы Александра, внезапно скончавшегося в 1410 году. Папа Сикст IV (умер в 1484 году) разрешил студентам-медикам из Болоньи и Падуи вскрывать тела, чтобы найти причины, вызывающие чуму. К шестнадцатому веку Католическая церковь окончательно одобрила практику вскрытия. Иудаизм запрещал вскрытие до XVIII века, когда его проведение разрешили в особых обстоятельствах, и расширили список в начале двадцатого века.
Действительно в медицинских институтах встречается то, о чем Вы говорите. Мне один студент воронежского мединститута, об этом многолетнем использовании тел, рассказывал. Дело в том, что в нашей стране существует «презумпция согласия», согласно которой, если человек не заявил о своем несогласии с забором органов на донорство, считается что тем самым он выразил свое согласие. То же, наверное, относится и к телам умерших, используемых в учебных целях.
Эта проблема имеет несколько аспектов: моральный, юридический, законодательный, и несомненно богословский. С точки зрения государства ни одна религия не может претендовать на то, чтобы диктовать ему условия захоронения. Оно (государство) само их определяет. Но «государство» - люди, живущие вместе с нами и поэтому они не могут быть абсолютно бесконтрольными. Если общественное мнение выразит свое несогласие с тем или иным вопросом, с ним считаются. Так, по российским законам, все трупы больных, умерших в стационаре от ненасильственных причин, подвергаются вскрытию, кроме случаев, предусмотренных Законом Российской Федерации об охране здоровья граждан, а именно: по религиозным или другим мотивам, в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего, либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни.
В Православной Церкви нет какого-то особого определения об использовании тел в медицинских целях. Только по поводу донорства говорится в «Социальной концепции РПЦ»: «Добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека. (XII.7.)».
Я думаю, что подобный подход («добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости») должен быть и в отношении посмертного использования тел в медицинских и научных целях.

Здравствуйте, о.Игорь, благословите!

Большое спасибо за ответ. Если честно признаться, то обе части,касаемые Рецепции, принадлежат мне. Совершенно с вами согласна,что данное явление вовсе не имеет особого значения, ибо не в этом есть спасение наше.Просто в последние время я немного тотшла от догматического богословия, и углубилась в изучение апологетики, а именно понятие Рецепции, даже его смысл стали мне совершенно непоняты ( просто в ближайшем будущем, если Бог даст,и мы будем живы, мне очень бы хотелось поступить на теологию,а потом на миссионерское отделение, и подобные знания будут очень полезны). что касается мистерий....дело в том батюшка,что я часто стала подчитывать (для общего развития) атеистическую литературу, где нашему дорогому Православию приписывается собирательный образ, т.е., если выражаться их языком,то Православие полностью выведено из языческих мистерий тех самых лет. Якобы, за образ Христа, Девы Марии, даже самого Господа Бога и Духа Святого были взяты образы из Египетской, Греческой, Римской и других мифологий. Даже искупительную жертву Господа Иисуса Христа ассоциируют с неким образом Митры....вот так,к сожалению.....скажите пожалуйста батюшка,а после чего человек становится миссионером? заранее спасибо, простите,что мучаю вас своими вопросами. С уважением, Елена.

 

на сайтах Орловско-Ливенской епархии