Преображение Господне

Преображение Господне... Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоронящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу, — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях. Первое яблочко, грушовка в нашем саду, — поспела, закраснелась. Будем ее трясти — для завтра.

Иван Шмелев. Лето Господне, Праздники.

Завтра, 19-го августа, праздник Преображения Господня. По традиции, на праздник Преображения Господня плоды нового урожая приносят в церкви для освящения. На Руси, этот праздник получил и второе, народное название яблочный Спас. Соединение памяти великого события христианской истории со зримыми, осязаямыми проявлениями Веры, как часто бывает в русской традиции, породили не мало различных суеверий. Постараемся же разобраться для чего мы приносим плоды в церкви а главное, в чем значение Преображения Господня для нас, христиан.

 

Традиция принесения в храм для освящения начатков нового урожая весьма древняя. Суть её состоит в том, что земледельцы посвящали Богу первые результаты своего труда. Этим они благодарили Творца за доброту к миру, за подаваемое Им пропитание. На востоке, обычно, освящались первые гроздья винограда. У нас климат не способствует массовому выращиванию винограда и его заменили яблоками и другими плодами, поспевающими к празднику.

Не следует считать серьёзным грехом вкушение плодов до их освящения. Указания Типикона (Церковного устава) на этот предмет говорят, что иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Более того, всевозможные суеверия о съеденных до поры яблоках и их влиянии не имеют ничего общего с Православной Верой и достойны осуждения. Благочестивой традицией христиан является получение благословения на всякое дело, освящение всякой вещи. В наши времена, когда плоды и другие товары могут свободно перемещаться между тем местом, где они выращены и тем, где потребляемы, весьма трудно бывает установить к урожаю какого года они принадлежат. Яблоки и виноград можно купить практически в любое время года. Христианину будет уместно воздержаться от потребления плодов собственного сада а собрать и принести первые плоды в храм для освящения.

Принося Творцу начатки плодов, как материальное, мы не забываем о важнейшем духовном значении Преображения Господня.

"По днех шестих поят Иисус Петра и Иакова и Иоанна брата его, и возведе их на гору высоку едины. И преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце" (Мф.17:1) - так описывает Преображение Господне евангелист Матфей. При этом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк.9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5).

Удивительное Преображение Господне описано всеми евангелистами. Оценивая этот факт, перечитывая святоотеческие коментарии задумываешься о великом значении Преображения. В момент Преображения Господь через своих ближайших учеников Петра, Иакова и Иоанна дал нам понять, что Он не один из святых или пророков, но истинный Сын Божий. Свидетельствует об этом сам Бог Отец и неземным, нетварным Светом освятил Его Дух Святой. Все три лица Святой Троицы были открыты апостолам. Преображение показывает что в Иисусе Христе соединены два естества — божественное и человеческое. Во время Преображения божественная природа Христа не менялась но была лишь явлена в Его человеческой природе. По словам Иоанна Златоуста оно произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».

Символичным является и явление Моисея и Илии. По выражению Иоанна Златоуста «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Надеюсь, что и Вы, мои добрые читатели, за приятными хлопотами яблочного Спаса не утратите душевного благоговения от воспоминания удивительного и прекрасного Преображения Господня!

Дорогие братья и сестры, поздравляем всех с праздником Преображения Господня!

Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин. Он суетится в церкви, мелькает его бородка. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли Их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

Иван Шмелев. Лето Господне, Праздники.

 

на сайтах Орловско-Ливенской епархии